Дана Бар – травница, доула, художница, автор блога quietdomesticity.com и мама троих скаутов рассказала нам о том, как знакомить детей с травами.

 

Сбор трав и употребление их в пищу и в лечебных целях это целая наука. Но даже при редком и нерегулярном использовании трав в семье, дети выучат важный урок − у природы есть все, что нужно для хорошего самочувствия и здоровья, стоит только научиться пользоваться ее дарами. Чтобы выработать привычку употребления трав, лучше всего, если знакомство с ними и способами их употребление станет частью домашнего ритма. Так, например, начиная с определенного возраста, любой ребенок может научиться заваривать травяной чай или даже участвовать в приготовлении целебных мазей. Я не перестаю удивляться тому, на что способны дети, если мы даем им необходимые инструменты и обучаем их правильной технике.

Первый этап знакомства с миром растений органичней всего происходит через наблюдения. Вдыхая ароматы трав на лугу во время прогулок, наблюдая за мамой, заваривающей душистый травяной чай, слушая сказки, пестрящие ботаническими названиями, ребенок − рано или поздно − захочет прикоснуться, хотя бы чуть-чуть, к этой волшебной науке. Детство, наполненное ароматами трав − это верный фундамент поиска более сложных знаний о них в поздние годы. Любой опыт − от прогулки на природе и составления букетов, до использования свежих растительных приправ в кулинарии − поможет ребенку полюбить травы и заинтересоваться их свойствами.

Мои дети знают, что подслащенная медом чашка ромашкового чая перед сном прогонит тревоги и подарит сладкие сны. Чай из мяты успокоит неспокойный животик. Вовремя поданный напиток из гибискуса спасет от перегрева даже в самый жаркий день. 

Мы вместе нюхаем цветы, трогаем стебли, и разглядываем листочки. Уважительное отношение к самым незначительным деталям во внешних признаках растений является обязательным условием при их сборе. Как оно пахнет? Какого цвета его цветы? Какие на ощупь листья? Травы для ребенка это не "пустырник" и "бузина" − это цвет, движение, волшебство. И хотя некоторые дети все-таки стремятся узнать "имя" того или иного растения, истинное принятие его чаще всего происходит с помощью органов чувств. Попробовать клевер, одуванчик, кислицу, настурцию, огуречник? Легко! Приложить к ушибу тысячелистник, к ожогу - алое, а волдырю от крапивы - подорожник? Без запинки! Всё это становится больше инстинктом, чем заученным знанием.

От простого к сложному, естественным образом, первые незначительные соприкосновения с травной наукой перерастают в более сложные и осознанные. Сын, например, уже уверенно участвует в приготовлении целебных мазей, сиропов, и настоек, и даже может просветить собеседника на предмет того, как объединять разные травы для получения желанного результата, будь то общая поддержка здоровья или кулинария. Вместе с ним мы мечтаем о небольшом травном деле, и даже положили начало этому, каждый раз придумывая фирменные наклеечки для баночек и бутылечков со снадобьями, которые мы делаем для семейного использования. Может и пригодятся когда-нибудь.

 

Каждое зимнее солнцестояние мы варим сироп из черной бузины для борьбы с зимними недугами, осенью настаиваем хрен с перцем и чесноком, летом сушим мяту, а весной собираем молодые елочные метелочки для масла и варенья. 

Сезонная жизнь становится естественной и неизбежной, когда семейные традиции дышат синхронно с природой.

На этом месте мне обычно шлют море упреков по поводу того, что это возможно только если жить на природе. Я с этим в корне не согласна. Многие травы можно выращивать на балконе или даже на подоконнике, а если взять за привычку не глядеть ввысь да поверху, а смотреть себе под ноги, то много интересного можно найти и недалеко от дома. Конечно, не каждое место подходит для сбора трав, но для первоначального знакомства с ними для начала вполне достаточно тактильных и обонятельных ощущений.

 

Если уж заговорили о способах сбора, напомню несколько базисных правил, которым обучаю своих детей: 

*Собирая травы, важно помнить, что желательно, чтобы каждая часть пошла нам на пользу, будь то пища, поделки, или даже просто компост. 

*Считаю важным резулярно напоминать детям, что если они не знают, как применить то или иное растение, лучше его не срывать, а насладиться им в естественной среде обитания − сфотографировать или нарисовать. 

*Собирая травы, важно оставить хотя бы половину куста, а веточки обрезать только острыми ножницами, иначе, потянув слишком сильно, можно повредить корневую систему растения. 

*Заниматься сбором лучше всего утром, в местах далеких от дорог, фабрик и других потенциально токсичных мест (хотя тут масса исключений и тонкостей). 

*Если на сто процентов нет уверенности при определении растения, ни в кое случае не употреблять его в пищу.